
Учитесь, салагиЛет 200-300 назад главным показателем мастерства хирурга была скорость. От того, с какой скоростью действовал эскулап, напрямую зависел шанс счастливого исхода операции. Если пилить ногу слишком долго и без анестезии (не говоря уже о том, что раны вообще не умели деизинфицировать), пациент умрёт от болевого шока. Разумеется, в плане быстроты, с которой хирурги прошлого орудовали своими инструментами, были свои рекордсмены. Но быстрее всех оперировал некий шотландец Роберт Листон.
Он родился в 1794 году и умер в 1847. Его называли «самым быстрым ножом в Вест-Энде» — он мог ампутировать ногу за две с половиной минуты. Вот как очевидец описывает операции, которые он проводил:
"Он был высок и оперировал в зелёном плаще и веллингтоновых сапогах. Он подпрыгивал вокруг своего полуобморочного вспотевшего и привязанного ремнями к кушетке пациента как дуэлянт, обращаясь к студентам, стоявшим вокруг него с часами на цепочках: "Засеките время, джентльмены, засеките время! " Все готовы были поклясться, что первый взмах его ножа практически совпал со звуком, с которым пила вгрызлась в кость. Чтобы освободить обе руки, он зажал окровавленный нож в зубах. "
Тем не менее, не стоит думать, что все пациенты выживали после его операций — даже наоборот. В те годы люди старались держаться от врачей подальше, и вовсе не напрасно. Гангрена чаще всего следовала за посещением хирурга — необходимость стерилизации инструментов и раны пока что не была понятна медикам (но стоит заметить, что именно Листон одним из первых стал применять эфир для анестезии).
У Листона было несколько самых знаменитых операций, которые он проводил. Одна из них была чрезвычайно эффективна — ему удалось достичь 300% смертности среди присутствовавших. Но не будем забегать вперёд — вот список:
Четвёртое место:
За четыре минуты Листон удалил 45-фунтовую опухоль в промежности пациента, которую тот возил перед собой на тачке.
Третье место:
Листон поспорил с другим врачом. Предметом спора была красная пульсирующая опухоль на шее мальчика. Что это, нарыв или аневризм сонной артерии? "Ха! — воскликнул Листон нетерпеливо, — Откуда у столь молодого человека аневризм? " Он выхватил нож из-под плаща и полоснул им шею мальчика. Хозяин дома, в котором происходило дело, так описал дальнейшие события: «Артериальная кровь брызнула во все стороны, и мальчик упал». Пациент умер, но его артерия до сих пор с нами — на неё можно посмотреть в музее патологий при госпитале Юниверсити-колледжа.
Второе место:
Листон ампутировал пациенту ногу за две с половиной минуты, но в порыве энтузиазма отхватил несчастному ещё и мошонку.
И наконец первое место:
Листон ампутировал пациенту ногу за две с половиной минуты (пациента доконала гангрена в больнице; как я уже говорил, это был вполне логичный исход дела в те времена). Помимо этого, в тот же момент откромсал пальцы молодому ассистенту (который впоследствии тоже умер от гангрены). К тому же задел ножом одежду одного из наблюдателей, который вообразил, что нож пропорол его насквозь, после чего мнительный бедняга скончался от страха. И это-то как раз и был единственный случай в истории, когда хирургическая операция завершилась 300% смертельным исходом.
полюбопытствоватьИстория обезболивания – анестезиологии, неотделима от истории развития хирургии.
Сохранившиеся до наших дней исторические сведения, относящиеся к весьма отдаленным временам - еще за несколько тысячелетий до нашей эры, указывают на то, что в глубокой древности врачи уже владели простейшими методами обезболивания. Они с известным успехом применяли различные средства, которые давали определенный, хотя и весьма недостаточный обезболивающий эффект.
На заре развития хирургии в родовой и рабовладельческий периоды, а затем в период феодализма уже прибегали к простейшим приемам, уменьшающим боль при производстве хирургических вмешательств. В литературных памятниках народов - Китая, Индии, Ассирии и Вавилонии, Египта, затем Греции и Рима находим мы некоторые весьма ценные сведения. В те времена при производстве операций применяли сдавление сосудов на шее. Для того чтобы добиться потери чувствительности у оперированного, больному иногда производили кровопускание.
С целью обезболивания во все времена давали больному внутрь также различные спиртные напитки, изготовляемые из винограда и др. Применялись также различные настои, экстракты, содержащие в большем или меньшем количестве вещества, обладающие способностью понижать болевую чувствительность. К таким средствам относились мак, а затем опий, широко применяемый в настоящее время для обезболивания в виде морфина, пантопона или омнопона, индийская конопля (гашиш), вызывавшая состояние эйфории, мандрагора и др.
Считается, что греческий философ Диоскорид первым применил термин "анестезия" в I веке н.э. для описания наркотикоподобного действия мандрагоры (действующее начало - М-холинолитик скополамин).
История развития обезболивания показывает, что параллельно с изысканием средств для общего обезболивания все время делались попытки оперировать под местной анестезией, и мысль достигнуть обезболивания тканей человеческого тела на месте предстоящей хирургической операции едва ли даже не более древняя, чем идея наркоза. По крайней мере, поскольку можно судить по дошедшим до нас средневековым источникам, еще египтяне пытались вызвать потерю чувствительности на коже прикладыванием жира священного нильского крокодила. Они также славились своим умением изготовлять различные опьяняющие и анестезирующие средства, главными составными частями которых являлись индийская конопля и опий. Вместо каленого железа были в ходу моксы из конопли, так как они полагали, что болезненность операции значительно уменьшится при помощи усыпительных свойств дыма индийской конопли.
По свидетельству Каспара Гофмана, ассирияне, производя у мальчиков обрезание, сдавливали им шейные сосуды и тем уничтожали боль, испытываемую при этой операции (Каппелер О., 1881).
Первые сведения об обезболивании при разрезах и выжиганиях встречаются в папирусе Эберса (XV в. до н. э.). Уже тогда применяли корень мандрагоры, дурман, мак и другие средства. Из Египта сведения о применении этих средств перешли в Грецию и Рим.
Плиний Младший (Рlinius secundus, 32-79 гг. н.э.) и Dioscorides pedanius в 50-м году н.э. рассказывают, что мемфисский камень, истолченный в порошок и политый уксусом, будучи приложен к обожженным или пораженным частям тела, уничтожал все болезненные ощущения. Литтре полагает, что этот мемфисский камень был не что иное, как особый вид мрамора, который при обливании уксусом образовывал уксусную кислоту, производящую местную анестезию.
Покрынный альраунный корень (Аtropa mandragora L.) также часто упоминается в числе старинных анестезирующих препаратов. Он хорошо был известен грекам и, по мнению Бодена, до конца 16-го столетия этот корень весьма часто употреблялся как снотворное и анестезирующее средство. В странах, расположенных ближе к северу, основным средством общей анальгезии был этиловый спирт, с которым человечество в виде пива и вина знакомо более 6000 лет.
Интересные исторические данные об обезболивании приводят Гомер, Гиппократ, Цельс и многие другие, а теперь также Кэйз (Thomas Е. Keys) в своей хронологической таблице.
"Термин «анестезиология» происходит от трех греческих слов: an - не, aesthe-sis - ощущение или чувствование (боли), logos - учение, наука, слово об обезболивании.
За 1200 лет до нашей эры греческие врачи (Эскулап и др.) пользовались лекарством, называвшимся nepenthe, при помощи которого достигалась нечувствительность при хирургических вмешательствах.
В «Одиссее» Гомера (1149 лет до нашей эры) сказано, что Елена из Трои - дочь Зевса - бросала снадобье (опий) в вино для того, чтобы уменьшить страдания, смягчить гнев, забыть о своих болезнях.
В Индии в книгах Караки и Сунтруты за 1000 лет до нашей эры отмечено, что вино использовалось как средство, при помощи которого достигается нечувствительность к боли.
Гиппократ за 450 лет до нашей эры с целью вызвать наркоз давал вдыхать пары конопли. Так же поступал в Китае и Пен Чиао за 255 лет до нашей эры: перед операциями он давал вино, в которое добавлял коноплю.
Военный врач времен Нерона и Веспасиана Диоскурид сообщает, что в Александрии производились большие хирургические операции под «мандрагоровым сном», или сном от «усыпительных губок».
В Римской империи в 54-68 гг. нашей эры греческий врач Диоскорид применял мандрагорское вино при операциях и прижиганиях для снятия болей, а также при бессоннице. В 79 г. Плиний также положительно отзывался о мандрагорском вине. (см. выше)
Широко известный китайский хирург Хуа То (III век нашей эры), производивший разнообразные хирургические вмешательства (ампутации конечностей, черепосверление, чревосечение, кесарево сечение и др.), широко применял обезболивание, отдавая предпочтение соку индийской конопли, вину. Но ему были небезызвестны наркотики из семейства пасленовых с фармакологическим действием по типу кураредатура, мандрагора, беладонна, скополия и др. Хуа То обладал совершенной техникой и операция происходила «как бы в мгновение ока». Оперируемый (под местной анестезией) "в это время мог пить чай, смеяться, разговаривать с друзьями, играть в шахматы (Н. А. Богоявленский). Местное обезболивание также ведет свое начало с древних времен. Так, в Египте применялось втирание в кожу мемфисского камня (вид мрамора) вместе с уксусом, что приводило к выделению углекислоты и вызывало местное охлаждение тканей и их обезболивание. Этой же цели достигали охлаждением части тела и тканей льдом, холодной водой. Местное обезболивание достигалось перетяжкой, сдавливанием конечности (бинтование и т. д.).
Наряду с этим врачам древних времен было уже известно и комбинированное обезболивание: применение при хирургических вмешательствах вина, опия, гашиша и др. у одного и того же больного.
Однако все эти простейшие методы местного и общего обезболивания были очень далеки от совершенства. В связи с этим хирургические вмешательства па протяжении тысячелетий требовали большой выносливости больных и очень крепких нервов хирургов. С этой точки зрения представляет интерес дошедшее до наших дней высказывание Цельса: «Хирургу следует быть молодым или недалеким от молодости; рука его должна быть опытной и твердой, никогда не дрожащей; он должен уметь одинаково пользоваться и правой и левой рукой; его взгляд должен быть точен и проницателен, сердце - недоступным страху и состраданию, имея главной целью излечение больного, не давая смутить себя криками, не показывая больше поспешности, чем того требует случай, и не рассекая менее, чем следует, он должен вести операцию так, как если бы жалобы пациента до него не доходили».
В рукописях древних времен п позднее в эпоху средневековья упоминается, что обезболивание производилось при помощи «сонных губок» как средства ингаляционного наркоза. Их состав держали в секрете. Рецепт губки найден в Вамбергском собрании рецептов противоядий (Antidotarium) IX века (Сигерист, 800, Бавария). В Италии Судгофф (Sudhoff, 860) нашел рецепт сонной губки в кодексе Монте Кассино. Изготовлялась она так: губку пропитывали смесью - опиум, белена, сок тутовой ягоды (шелковица), салат-латук, болиголов крапчатый, мандрагора, плющ, и затем высушивали. Когда губку увлажняли, испарения, которые при этом получались, вдыхались больным. Прибегали также к сжиганию губки и вдыханию ее паров (дыма); губку увлажняли, содержимое ее отжимали и принимали внутрь или сосали увлажненную губку.
Абу-Али Ибн-Сина (Авиценна, 980-1037) при операциях в качестве обезболивающих средств применял опий, мандрагору и белену. Ему было известно также и обезболивающее действие холода.
В XI и XII вв. большого расцвета достигли медицинские школы в Салерно и Болонье, где применялись самые разнообразные методы обезболивания. Обезболивающие вещества вводились в организм через кожу (втирание), через прямую кишку, принимались внутрь. Использовались мак, мандрагора, дурман и цикута. В Болонской школе (XII в.) фигурировал список 140— 150 рецептов наркотических средств.
В 1200 г. де Люкка (de Lucca) предложил в качестве обезболивания при небольших операциях опий, белену, болиголов крапчатый и мандрагору; для пробуждения прикладывали к ноздрям тампон с уксусом.
В Испании в 1200 г. Люллиусом (Lullius) был открыт «сладкий купорос» (эфир); спустя более трех столетий в Швейцарии Парацельс (Paracelsus, 1540) изучил его обезболивающее свойство. Вскоре после этого в 1546 г. Кордусом (Cordus) в Германии эфир был синтезирован из алкоголя, серной кислоты и его назвали Oleum vitriole delcererum (т. е. сладкое купоросное масло).
В XV столетии был известен «напиток проклятья», содержавший скополамин, который давался преступникам перед казнью. Порта (ХЗ, кто это - не нашла пруффлинков) в 1616 г. в своей книге сообщает о летучих субстанциях, которые при вдыхании вызывали сон.
Делла Порта (della Porta) в 1589 г. в Италии применял настой из различных усыпляющих лекарств и пары этого настоя вдыхал больной.
Большой интерес представляют дошедшие до нас исторические данные об обезболивании в Древней Руси. Из древнерусских рукописных книг и более поздних литературных памятников видно, что хирургия и знания в области обезболивания, в частности на Руси, находились в то время па таком же уровне развития, что и у других народов, населяющих европейские государства.
По данным Н. А. Богоявленского, в Древней Руси применялись такие болеутоляющие и снотворные средства, как болиголов, «салата», «полынь», «геллебор». Наибольшей известностью пользовалась «мандрагура» и опий, который называли также «шаром», «афианом», «терьяком», «клеем лекарским».
В далекие от нас времена «резалника» (хирурга) не представляли себе без усыпляющих («успичных» - снотворпых) средств, которыми он пользовался наряду с мазями («мази»), перевязками («привузы») и прижигающими («???_плохой перевод скана_»). Обезболивание - усыпление при операциях на Руси - в XVI-XVIII веках было обычным явлением. В XVII веке к снотворным начали относить также алкоголь в различных видах - спирт («извинь») и др. Опий также давали не только внутрь, но и вводили его через прямую кишку (неингаляционный наркоз, табачные клизмы).
Местно для обезболивания применяли холод (холодную воду, снег, лед).
Большой интерес представляют также данные о том, что русским хирургам уже в XVII веке было известно обезболивающее свойство тропического растения Erythroxylon coca.
Следует отметить также, что снотворные применяли на Руси около 1000 лет назад не только для облегчения болей у хирургических больных, но и в акушерстве, при родах.
В дальнейшем в связи с успехами в области естественных наук в химии были сделаны важные открытия, оказавшие положительное влияние па развитие учения об обезболивании. Так, в 70-х годах XVIII века в Англии Пристли (Priestley, 1771), а в Швеции Шеле (Scheele, 1771) независимо друг от друга открыли кислород. В следующем году Пристли открыл закись азота, а спустя несколько лет в Голландии - Англии Инген-Хоус (Ingen-Housz, 1779) открыл этилен.
Вскоре Сертурнер (Sertiirner, 1806) в Германии выделил из опиума морфин.
Фарадей (Faraday, 1818) в Англии опубликовал данные о болеутоляющих свойствах эфира.
1831 г. ознаменовался открытием хлороформа. В дальнейшем был предложен кокаин, а затем и другие средства местного обезболивания.
Так было положено начало научной разработке трех основных видов обезболивания:
1) ингаляционного,
2) неингаляционного, наркозов
3) местного обезболивания.
Наряду с этим вскоре начали применять и комбинированное обезболивание с применением сочетания различных средств общего обезболивания или же средств общего и местного обезболивания. Однако надо здесь отметить, что наряду с применением тех или иных средств обезболивания, до введения в практику эфирного и хлороформного наркозов и местной анестезии, производили операции и без обезболивания, что нередко приводило к смерти больного от операционного шока.
Источник: компилят из сети. Авторы: Thomas Е. Keys, П.Ю.Столяренко и прочие.
@музыка: "Что? Где? Когда?" по Евразии
@настроение: relaxed
@темы: интересное и полезное, перепост