С того самого дня, как я определилась со специальностью, ОНА висела надо мной дамокловым мечом.
Где-то в глубине души (где-то очень глубоко) я надеялась, что этот день никогда не наступит.
На первом курсе нам повезло - несчастная неделя пассивной практики прошла быстро и незаметно. Нас с К.Д. не оставляли смотреть за классом во время контрольной, как С., Ш. и "бесполезную Ф." (© Ш.). Мы не проводили классный час, как Л. и Б. Мы просто пару раз пришли в 8ю школу, посидели на нескольких уроках, тихо-мирно сделали задания из дневника, сдали их и забыли о существовании школы, как о страшном сне.
То, что было на втором курсе в мае, практикой назвать даже язык не поворачивается. Два (ДВА!) дня. Прийти, получить печати и подписи в нужных местах и уйти. Правда, тут 8я школа (всех вернули на места прошлогоднего пребывания) дала нам прикурить. Они отказались ставить подписи и печати на пустые бланки направлений (отчасти из-за недавнего инцидента в школе, думаю, никто больше с этим не столкнулся). Пришлось долго ждать, несколько раз бегать туда (героическая Н.Ш. забирала их в день сдачи, хорошо хоть бежать пришлось из 9 корпуса), но всё обошлось и на этот раз.
Третьего курса я начала бояться задолго до его начала. Шесть недель. Провести
ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ полноценной практики, с настоящими уроками, поурочными планами, непременными обязанностями классного руководителя,
с детьми, в конце-то концов?!



Мне??? Да вы что, издеваетесь? Проще камень на шею и в Ишим, честное слово.

"Остановите поезд, я сойду!" - кричала я ещё вчера. Но время неумолимо бежит вперёд, к сожалению. И хроноворота у меня до сих пор нет. Поэтому сегодня, злая, с ещё мокрыми после душа волосами, голодная и не спавшая 13 часов я в 7:40 утра выбегала из дома настречу Ш. и неизвестности, которая ждала нас обеих.
Ещё немного организационной прелюдииОтносительно неизвестности, впрочем, я слукавила.
СВГ, ответственная за нашу практику, ещё за некоторое время до установочной конференции в общих чертах ознакомила всех желающих с черновиком приказа. Так. мы с Ш. заранее узнали, что попали в один лицей, располагающийся прямо рядом с нашим вузом (большой плюс обеим как неподалёку живущим). Методист, впрочем нам попался... ммм... специфический (дружный стон девяти не сговаривавшихся несчастных, услышавших это имя, был поистине душераздирающ, но вызвал лишь смех из уст бессердечных одногруппников), но даже с этим можно было смириться.
Последнюю неделю перед практикой мы ходили мимо здания колледжа, в котором расположен лицей, и смотрели на него, как на врага. Ш. даже умудрялась строить планы по его подрыву.
Однако настала пятница - день установочной конференции.
Нам выдали направления, заполненные нами же накануне на паре СВГ, и дневники (ооо, наши великие дневники с "ЭКСПЕРЕМЕНТ"ом и "ОЗНАКОМЛЕНЕИ"ем в заголовках, напечатанные на прекрасной бумаге практически туалетного качества!:wc
. Мы прослушали все необходимые инструкции и разошлись по своим методистам.
МЕ взяла, можно сказать, быка за рога. Тут же позвонила в лицей завучу, предупредила о прибытии девяти студентов и откомандировала всех туда.
Так мы в первый раз переступили порог лицея.
Завуч СС оказалась бывшей классной двух наших девочек и вроде бы неплохой женщиной. Она сообщила каждому, к какому классу он прикреплён, полные ФИО классных и учителей-предметников (весьма любезно и удобно), показала нам учительскую раздевалку, расписания звонков и уроков, уже в сотый раз за день напомнила о надлежащем внешнем виде... Короче говоря, дала необходимое общее представление и велела подходить в понедельник к 7:45.Первые событияСвоё состояние в это понедельничное утро я описала где-то выше.
Это всё разбор кладовки
на мою голову, про него вообще хоть поэму пиши.
Ш. вон было очень весело слушать историю моих страданий по дороге в лицей. Как бы то ни было, мы с Ш. успели вовремя. Через минут пять, не дождавшись нашего единственного джентльмена Э., мы двинулись в учительскую раздевалку... МАМА! 
Бог с тем, что она была закрыта и пять минут завуч выясняла, как бы нам её кто открыл. Тем более, что за это время пришёл Э.
Какие там ступеньки. Это не передать словами. И даже если я сфотографирую эту дурацкую лестницу, ведущую в подвал, где и находится раздевалка, это не передаст ужаса, который ты испытываешь, идя по ней. Ступеньки крутые, деревянные, третья снизу вообще шатается, навернуться - раз плюнуть. Особенно, если ты проделываешь это второй раз подряд, потому что в первый никто не взял ключ.
Театр начинается с вешалки - а насчёт школы ничего не говорили?.. 
Потом завуч СС собрала нас в кучку около своего кабинета и передавала из рук в руки классным руководителям. Мы с Ш. ушли практически первыми с неким А.К.А-вым, молодым историком-казахом. Он сначала коротко побеседовал с нами, сказал, например, что наш класс 6А очень активный, ребят надо грузить заданиями и быть построже, чтобы они что-то делали, оставил нас ненадолго в каком-то кабинете одних (естественно, тут же зашли по очереди два человека, которым мы ничем помочь не смогли по понятным причинам XD), а затем повёл нас в КЛАСС...
Мы зашли в кабинет вслед за АК и встали рядом с ним к лесу задом к доске задом лицом к детям. Он на казахском представил нас классу, затем (видимо, исключительно для нас двоих) вкратце повторил то же на русском и ушёл. Ш. даже не вслушивалась, я различила в его речи общий смысл и слово "ТӘТЕШКИ", вспомнила услышанный однажды в библиотечной очереди разговор недавно вернувшейся с практики четверокурсницы-казашки с подругой (а именно тот пункт, где она говорила, как все дети наперебой на следующий же день называли её татешкой и чуть ли не висли на ней) и очень остро ощутила нашу дальнейшую участь. 
Да, я не оговорилась. Такова наша суровая реальность. Тәтешки. Уроки на казахском. Разговоры на казахском. Надписи на казахском.
Всегда необычайно везучие М-а и Д-а угодили в класс с литерой "А", то есть, в КАЗАХСКИЙ КЛАСС.
Урок русской речиВидимо, кто-то наверху решил смягчить нам процесс адаптации. Первым уроком в понедельник у 6А стояла "Русская речь".
О, русский язык, ты велик, могуч и прекрасен. 

До конца жизни, наверное, я так и буду покусывать локти, потому что предала тебя и поступила на учителя ИЯ, а не РЯ. Прости за это.
Учительница пробежала мимо нас, милостиво позволила сидеть. Мы остались и начали наблюдение. Пассивная неделя практики официально была открыта. 
По-хорошему, надо было записывать мысли прямо там, не отходя от кассы. Но на бучике делать это было неудобно, а про то, что в телефоне существуют заметки, я вспомнила только когда написала штук 20 смс-сообщений, которые тут же показывала Ш. и стирала. 
Итак.
Дети сначала рассказывали всё, что знают о глаголах. В принципе, всё шло ровно, но были и недочёты. Так, один из учеников выдал, что существуют "совершённые и несовершённые глаголы". Учительница задумчиво всё-таки переформулировала его высказывание в верное, но Ё почему-то там оставила. Ш. тоже отметила "глаголы совершённого вида". 
Потом началась новая тема - "Второстепенные члены предложения". Только здесь единственный раз за 45 минут урока прозвучали казахские слова - названия второстепенных членов аңықтауыш, пысықтауыш и толықтауыш (определение, обстоятельство и дополнение соответственно).
Обсудили домашний текст про мальчика-хвастунишку Петю, послушали планы текста, затем дети стали выходить к доске и делать разбор простых предложений.
О, это было одновременно как бальзам на мою израненную душу, ибо это будило кучу воспоминаний и радость узнавания, и как жестокий яд, потому что я с ужасом поняла, что ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ПОМНЮ!!!
О, позор на мою голову, ЕР, нижайше прошу прощения.
А вообще... Было как-то скучно. Это ощущение я помню ещё по пассивной практике 1 курса. Да и по старшим классам школы. Сидишь, сидишь, всё одно и то же, тоскаааа... 
- Можно я к доске выйду, разберу предложение, а? Мне скучно, да и быстрее будет... (Шаша)Биология, прекрасная и ужасная биология XD Такой вы больше нигде не встретите!После русского в кабинет забежал классный, велел нам ходить вместе с классом по урокам (что мы и так собирались делать) и снова убежал на свои занятия.
Следующей была биология.
Кто-то из ребят спросил, не будем ли мы заходить, но мы на всякий случай остались подождать учительницу у двери. Дождались, я открыла ей дверь, потому что её руки были заняты плакатами, она разрешила нам присутствовать. Мы зашли, сели...
И вот тут начался АД.
Мерлин и Моргана, да я столько чистого казахского в один день не слышала за всю свою сознательную жизнь!!!
Из чистой вредности я пыталась слушать. Ш., как я уже писала выше, смирилась ещё на речи куратора.
По большому счёту, если выкинуть отдельные узнанные слова, поняла я всего три момента.
Первый - когда учительница прикрепила на доску плакат с цветком в разрезе, то я поняла, что урок будет посвящён строению цветка, всяким там типам соцветий и сопутствующему.
Второй - когда она нарисовала на доске схематично два цветка и от них стрелочки друг к другу. Тогда я поняла, что она говорит про опыление.
Третий - когда она перешла к объяснению типов плодов и взяла для примера вишню - шие. Строение вишни я уловила.
ВСЁ!!!
От усталости, голода, холода (по всей школе стоял невыносимый холод, причём К.Ча. сказала, что и их гимназия теплом не отличалась)
и перегрузки мозга казахским
меня было начало клонить в сон... 
Но это прошло быстро, хоть я и сидела, зевая.
Потому что на то, как класс отвечал биологичке, нужно было смотреть во все глаза.
На русском они себя так не вели, очевидно, только из-за того, что говорить казақша на данном уроке не приветствуется.
Сегодня из 21 их было 13. Активно вели себя... Ну, в зависимости от задания, от трёх до восьми примерно.
Каждый, кто знал ответ - каждый! и каждый раз!!! - тянул руку вверх, подпрыгивая на месте, и выдавал на одном дыхании: "Тәтетәтетәтетәтетәтетәтетәтенутәтееееее!!!", обречённо опуская её, когда учительница спрашивала какого-нибудь тихоню, и вновь вздёргивая вверх, когда тихоня медлил-таки с ответом.
Особым шиком мы с Ш. признали мальчишек, которые таким же образом умудрялись произносить "мұғаліммұғаліммұғаліммұғалім". Больше всего это похоже на звук, который издаётся при полоскании горла, наверное. Одинаковое чёткое ровное бурление.
- Это ж какая артикуляция должна быть! - я, по дороге домой, уважительно.
- Ну так ты потренируйся до этого пять лет, и не такое скажешь, - Ш., пренебрежительно.
Биологичка, надо сказать, мастерски, как дирижёр, осаживала особо активно тәтекающий первый ряд, но движения её руки не хватало надолго.
- Всё, - мрачно сказала мне Ш., - теперь мне будут сниться не просто кошмары, в которых за мной по школе будет бегать толпа маленьких детей, как это было в пятницу. Теперь мне будут сниться дети, которые бегут и кричат "тәте!".
Мне было очень смешно, потому что наивная Ш. только сейчас осознала, какое обращение прилипнет к ней на эти 6 недель.
Рыбак рыбака...После биологии надо было спускаться со второго этажа в кабинеты технологий (по-простому, трудов для мальчиков и девочек). На первом этаже мимо нас прошла Д., которую тоже, как и нас, поставили на казахский класс. Глаза у неё были абсолютно стеклянные, и сказав ровно одну фразу "Пристрелите меня!
", она стала подниматься наверх.
- ДА!!! - радостно закричала я в душе и даже тихонько снаружи, вскинув кулак к небу. Если уж Д., казашка Д, так реагирует, то, может, всё ещё не так уж плохо? Знаю, эта радость может быть не совсем корректна с моей стороны, но у меня был культурный шок, помноженный на состояние острого недосыпа, в котором я обычно излишне бодрая и буйная.
Коридорчик с кабинетами технологий нам показала сокамерница Д. Н.Ф. Мы зашли туда и аж напугались - настолько там было темно. Классы мы кое-как нашли, но особого желания сидеть там не возникло. 
Я предложила пойти всё-таки в столовую, выпить горячего чаю и посидеть немного в тепле.
По пути мы встретили К. Че. и Н.Ш., которые изъявили желание к нам присоединиться.
Пообсуждали за чаем (уж на что я не беру никогда горячий чай в столовых, но тут он был просто необходим! :cold
положение дел. К.Че. выдали тест на казахском, чтобы она прочла его своим детям на классном часу и собрала результаты. Н.Ш. дали задание расписать 21 классный час (жуть). Кроме того, Н.Ш. была единственной, кто уже побывал на собственно нашем профильном предмете - английском. У неё тоже 6 класс, и они сейчас, как я поняла, проходят притяжательные местоимения. Что ж, завтра мы с Ш. увидим, как дела у наших подгрупп.
Мы просидели в столовой чуть меньше двух уроков. Я съела пиццу, расхотела спать и даже нашла в себе силы поделать индивидуалку. Н.Ш. читала свой текст по французскому. К.Че. пыталась разобраться с тестами.Два топографических идиота на незнакомой территорииПотом мы втроём (я, Ш., Н.Ш.) решили сходить и сфотографировать расписание.
После мы с Ш. решили выяснить, в каких кабинетах у нас завтра английский.
Искать что-то в незнакомом месте - это всегда доставляет удовольствие, но если за дело берёмся мы - оно превращается в нечто эпичное. 
Логическим путём выяснили, что они на втором этаже оба - мой 37 и её 26.
На второй этаж вели две лестницы.
Поднялись по первой, уже опробованной. Шли-шли-шли, поворачивали раза два, и в самом конце коридора углядели мой 37й.
А кабинета Ш. нет. Всё заканчивается 27м, вроде.
Вернулись на 1 этаж. Там всё заканчивается 24м.
Пошли по второй лестнице - злая Ш. и помирающая со смеху я. Упёрлись носом в музей.
Повернули направо - вот же он, родимый! 
Вернулись на базу в столовую.
Наконец Ш. надоело сидеть, и мы вдвоём снова отправились на поиски, но уже туалета.
Сначала мы пошли в сторону раздевалок. Нашли туалет. Но мужской. На втором вроде его нигде не видели. Отчаялись.
Пошли на третий этаж к кабинету математики. Непостижимым образом упёрлись носом в туалет и вновь встретились с К.Че., гревшейся возле батареи.
Да, мы всегда эпично ориентируемся на местности.
Что? Можно было спросить у кого-то? Не, так неинтересно.
Контакт? Есть контакт!Но прозвенел звонок, и наши дети прибежали с трудов на математику. Кто-то из них радостно завопил при этом: "Ура! Матеша!", оставив нас с Ш. в глубоком изумлении. Для нас математика никогда не была любимым предметом.
И снова - здравствуй, последняя парта 1 ряда! Здравствуйте, дорогие пословицы по английскому, которые надо перевести и выучить, наконец, нам будет, что делать! в этом море казахского! 
Но тут на нас налетели дети.
Ну. как налетели. Девочки окружили стол и попытались познакомиться. Спросили, что мы будем вести.
Вроде неплохие дети, контактные, тьфу-тьфу-тьфу. Посмотрели на наши пословицы. Мы сказали, что сие не для них.
Потом убежали все, кроме одной. Она осталась и попыталась прочесть вслух несколько пословиц с листа Ш. М-да, скажу я вам, произношение слабенькое, хромает, нуждается в доработке. Пока, правда. неясно, это единичный случай или нет. Всё откроется завтра.
Кошмар!!!Математика... Математика, скажу я вам, была кошмарна.
Она воскресила в моей памяти 1 курс, когда мы с К.Д. тточно так же сидели на уроке математики и круглыми глазами смотрели друг на друга. Как можно так орать на детей?! Да, у нас были морозы за -30, да, дети пропустили занятия, потому что многих не отпустили родители. Но почему на 1 уроке учительница русского спокойно сказала: "Вот, у нас урока два пропущенных, нам надо их наверстать", а ты, злобная тётка, сходу понаставила всем двоек за д\з (кроме одного-двух), а потом весь урок шипела, что не собираешься "ничего никому объяснять и оставаться после обеда", "только по справке", "вот у нас всегда зимой холодно, так что теперь, давайте все школы в СКО закроем!" и т.п.?..
Кошмар, короче. Как сказала Ш., больше мы на математику не пойдём. 
Бедные дети тихо и смирно сидели, всё это выслушивая. Впрочем, может, Ш. и права. это они пока маленькие ещё, а подрастут - так и за себя постоять смогут? Хотелось бы верить.
Тема, кстати, была построение графиков по точкам координат. И, вроде, неравенствам. Никогда их не любила.
К учительнице, кстати, обращались "мұғалім" (однократно) и немногие, только соображающие в математике.Ура! Финишная прямая! Урок истории!
В конце математики историк - он же класрук - забежал в класс, дал распоряжение идти в кабинет №50, а не в тот, что по расписанию, и снова убежал.
Да, он очень много бегает XD
Что делать - пошли мы в 50й. Как оказалось, кабинет физики с интерактивной доской. Я прямо вспомнила наш универский 253й, эх...
Доска, как оказалось, нужна была для различных заданий по теме "Канлы".
И писали они на ней, и устно отвечали по нарисованным в презентации схемам, и всё такое прочее (всё на казахском, всё, за исключением одной-двух фраз).
Ещё касаемо языка. Когда мы с А.К. сегодня утром первый раз пересеклись, я, признаться, настороженно отнеслась к его манере говорить. Она показалась какой-то простоватой для учителя. Потом до меня дошло, что его-то основной язык общения не русский, а казахский, и вот на последнем он наверняка говорит много лучше. Так на уроке и оказалось - казахская его речь живая и быстрая. Был неправ, каюсь.
Пожалуй, именно у А.К. изо всех увиденных нами сегодня учителей взаимодействие с классом - самое лучшее. Атмосфера на занятии очень дружелюбная, он не кричит, дети отвечают с удовольствием. 
Кстати, про ответ и детей. Манеру ответа все помнят? То же самое, только со сменой пластинки на "ағайағайағайағайағайағай".
Иногда получалось очень забавно. Тянет девочка руку: "Тәтетәтетәтетәте... Ой, блин... Ағайағайағайағайағай!" 
Под конец опроса была вообще шедевральная сцена. Практически все 12 человек соскочили с мест с поднятыми руками и завопили в унисон: "Ағайағайағайағайағай!!!". Видеть просто надо было. Мы сидели вот такие -
. "На диктофон это записывать надо или на видео!" - зашептала мне на ухо Ш. Я было подскочила, да только ни за фотик, ни за диктофон на сотке не успела схватиться - концерт окончился. "Ничего, -успокоила меня Ш. - Думаешь, оно в последний раз было?".
Одной мыслью. что нет, и живём.
Заснять непременно надо.
И последнее, наверное, с этого же урока.
- *мрачная Ш., обозревая класс и царящий в нём бедлам* Если кто-нибудь из них назовёт меня "тәте" - откушу голову.
- *
* Тогда у тебя к концу пары ни одного ученика не останется.
После уроков нам дали задание обдумать темы классных часов
(уже сделали, мы молодцы!), список учащихся на переписать и отпустили восвояси.
Что-то будет завтра.
Ничего себе я расписалась.

Неслабо меня первый день практики встряхнул, видимо.

Если соберусь писать отчёты ежедневно, надо учиться выделять главное... Или печатать быстрее. XD
ЗЫ.
Тәте - тётенька
Ағай - вежливое обращение к учителю, к старшему по возрасту мужчине
Мұғалім - учитель.